Практика и трудоустройство

Практика кафедры «Физической и экономической географии».

Полевая практика по геодезии – одна из важнейших форм обучения студентов, позволяющая приблизить учебный процесс к условиям производственного характера. Именно здесь благодаря практической работе с геодезическими приборами и типовой документацией, студенты могут приобрести навыки в приобретенных знаниях, полученных ранее на лекциях и в процессе аудиторных занятий и СРС.

Полевая геодезическая практика позволяет последовательно освоить методику геодезических измерений, а также производствах практических геодезических наблюдений на разноплановых, в т.ч. гидрологических объектах, определить наиболее эффективные для этой цели приборы, закрепить знания о назначении приборов, порядок снятия и точности отсчетов, введения необходимых поправок, а также системы записи показаний приборов и результатов наблюдений. 

Цели полевой практики по геодезии - это закрепление полученных знаний и приобретение практических навыков, проложения теодолитных и нивелирных ходов с технической точностью.

Задачи полевой практики по геодезии - это ознакомление студентов с методикой геодезических измерений местности и отдельных компонентов гидрологических обьектов.      

  Во время практики студент должен овладеть основами следующих профессионально-технических умений:

- получать навыки полевых геодезических измерений;

- работать с учебной, научной  и справочной литературой;

- обрабатывать и анализировать полевые материалы.

                            

Учебная полевая практика по геологии, геоморфологии и топографии является составной частью всего процесса подготовки студентов-географов. Данный вид обучения позволяет закрепить и углубить теоретические знания, изложенные на лекциях и практических (лабораторных) занятиях дисциплин общеземлеведческого цикла, а также сформировать материалистическое понимание природы и естественно-научное восприятие единой картины мира; способствует развитию у студентов навыков исследовательской работы и научного творчества.

Учебная полевая практика по геологии, геоморфологии и топографии проводится во втором семестре после освоения теоретической и практической составляющей профилирующих курсов - «геология», «геоморфология» и «картография с основами топографии», «ландшафтоведение», «топонимика», а также «введение в географию»,  «землеведение»,  «методы географических исследований», «основы техники, тактики и безопасности в туризме».

 

Общая гидрометрическая учебная практика студентов 2-го курса специальности 5В061000 «Гидрология» является  важным звеном и одним из важнейших этапов формирования специалистов. 

Полевая учебная практика по гидрометрии – не только является этапом, подытоживающим всю сумму знаний, накопленных за два года обучения, но также и моментом качественного преобразования студентов младших курсов в специалистов средней квалификации, способных к самостоятельному выполнению гидрологических работ. Поэтому уже на стадии учебных практик, помимо чисто профессиональных  задач, перед преподавателем стоит важнейшая задача воспитательного плана – выработка в каждом студенте чувства профессиональной ответственности за свою работу, скрупулезного подхода к каждому измерению и записи в полевой книжке.

Опыт показывает, что обучение в полевых условиях более эффективно и вызывает большой интерес у студентов при выполнении ими уже на стадии учебных практик отдельных исследовательских работ по линии УИРС и научной тематике кафедры. Эти данные затем могут быть использованы при подготовке научных работ, курсовых и даже выпускных работ. Удачное, методически правильное проведение учебных практик служит верным залогом хорошей успеваемости на старших курсах при изучении гидрологических дисциплин, а также успешного прохождения производственных практик по специальности.

  Цели учебной практики: 

• закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при прохождении соответствующих курсов;

• ознакомление с основными элементами организации полевых работ;

• приобретение практического опыта производства основных гидрометрических работ, достаточного для их самостоятельного выполнения в различных условиях, что необходимо в частности, при прохождении производственных практик по специальности;

• изучение устройства приборов, их проверки и работы с ними в полевых условиях;

• камеральная обработка материалов наблюдений, самостоятельное выполнение элементарных исследовательских работ;

• ознакомление студентов с правилами техники безопасности при работе на водных объектах.

Задачи учебной практики - ознакомление студентов с методикой изучения отдельных компонентов гидрологических обьектов, природы и выявление географических и гидрологических закономерностей в их распространении.     

  Во время практики студент должен овладеть основами следующих профессионально-технических умений:

- работать с учебной, научной  и справочной литературой;

- получать навыки полевых исследований;

- обрабатывать и анализировать полевые материалы;

Для выполнения основных задач студенты изучают территорию долины реки Нура, оз.Тенгиз, Коргальжинские водно-болотные угодья.

Река Нура - самая крупная река Нура-Сарысуского бассейна. Большая часть стока р. Нура относится к внутреннему бессточному Арало-Каспийскому бассейну, в некоторые многоводные годы часть стока переливается в р. Ишим. Длина реки составляет 978 км, площадь водосбора - 58,1 тыс.км². Протекает в пределах Казахского мелкосопочника. Основными притоками реки Нура являются реки Шерубай-Нура, Улкенкундызды и Акбастау.

Озеро Тенгиз находится на территории Коргальжинского заповедника, в центре Казахского мелкосопочника. Это одно из крупнейших озер этого региона, его площадь 1580 кв.км,  а длина береговой линии составляет 488 км. Представляет собой горько-соленый бессточный водоем. В озеро впадают реки Нура и Куланутпес, оно располагается  в тектонической впадине.

Целью производственной практики у обучающихся специальности «Гидрология» является закрепление теоретических знаний и углубление практических навыков по проведению гидрометрических и гидрологических работ. Предусматривается освоение студентами основных обязанностей техника и специалиста-гидролога. 

Задачи производственной практики:

1. Собрать исходные гидрометеорологические материалы по одному из водных объектов. 

2. Ознакомиться с первичной обработкой результатов гидрометеорологических наблюдений.

3. Ознакомиться с имеющимися новыми гидрометрическими приборами.

4. Проводить рекогносцировочные обследования в речных бассейнах.

5. Обработать лабораторные данные и анализ качества поверхностных вод.

6. Проводить гидрологические расчеты (расходы, скорости, уровни, деформации и т.д.).

7. Устанавливать размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

8. Составить отчет по производственной практике.

 

Цель педагогической практики обучающихся по специальности "География"

Приобретение обучающихся опыта практической педагогической деятельности, становление профессиональной направленности их личности. 

Названная цель конкретизируется в следующих ниже стоящих задачах.

 Задачи педагогической практики:

1. Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний обучающихся в процессе их применения для осуществления педагогического процесса;

2. Развитие у обучающихся представлений о работе современного образовательного учреждения (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива, о традициях и инновациях в организации работы);

3. Становление у обучающихся педагогических умений:

- проективных, обеспечивающих планирование учебной работы (тематическое), воспитательной работы со студентами и магистрантами, разработку лекционных и практических занятии, отбор соответствующих особенностям учащихся форм и методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

- организаторских, направленных на осуществление своей собственной педагогической деятельности и на руководство активной деятельностью студентов, развитие их инициативы и самостоятельности;

- коммуникативных, связанных с вербальным и невербальным общением студента-практиканта со студентами и коллегами;

4. Развитие у обучающихся педагогических способностей (экспрессивно-речевых, дидактических, суггестивных, перцептивных и др.), а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к студентам, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).

Практика проводится в соответствии с программой научно-педагогической практики, утвержденной на кафедре и индивидуальной программы практики, составленной обучающимся  совместно с научным руководителем. Практика совмещена с учебным процессом. В зависимости от реализуемой образовательной программы и особенностей индивидуальной подготовки, период проведения период педагогической практики может быть изменен в установленном порядке.

Полевые исследования проводились в период с 28 мая по 28 июня 2018г. в Северо-Казахстанской области. Научным руководителем является д.г.н., профессор Г.М.Джаналеева.

Целью летних полевых исследований было: выполнение опытно-экспериментальной части научно-исследовательской работы для получения полевых материалов и данных, необходимых для проведения геоэкологической оценки агроландшафтов СКО, проведение натурных наблюдений за состоянием и динамикой основных компонентов естественных ландшафтов, изучение природных и антропогенных факторов формирования современных агроландшафтов.

Летние полевые исследования выполнялись по определенным маршрутам и ключевым участкам. Всего было определено 7 маршрутов и 15 ключевых участков. Выбор маршрутов и размещение ключевых участков осуществлялось в соответствии с региональными ландшафтно-географическими особенностями, структурой и размещением сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ).Изучение геоэкологического состояния агроландшафтов проводилось по почве, растительности.

Отобраны образцы почв. Проведено геоботаническое описание растительности, взяты укосы. Далее были определены физические свойства и характеристики почв и растительности в лаборатории почвоведения кафедры «География и экология» СКГУ им. М.Козыбаева.

Химико-аналитические, агрохимические исследованияотобранных образцов почвв проводились в специализированных лабораториях Филиала РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы» Комитета общественного здоровья МЗ РК по СКО и ТОО «СК СХ Опытная станция».

На заключительном этапе полевых исследований проведена камеральная обработка собранного полевого материала и анализполученных данных. На основе полевых исследований и собранных материалов создана база данных по агроландшафтам исследуемого региона.Результаты полевых исследований послужат основой для проведения геоэкологической оценки агроландшафтов СКО.

В ходе полевых исследований докторантки 3 курса кафедры физической и экономической географии Г.Мажитовой получены собственные материалы и данные, которые включены в практическую часть диссертационной работы.

 

Трудоустройство кафедры «Физической и экономической географии».

Главная задача кафедры «Физической и экономической географии» - это подготовка квалифицированных и востребованных кадров, отвечающих современным требованиям. 

Для решения данной задачи выполняется привлечение работодателей и подписываются Договора о сотрудничестве с РГП «Казгидромет», Комитетом по водным ресурсам МСХ РК, ГКП «Астана су арнасы», ТОО «Kazwater», Есильской бассейновой инспекцией, Института Географии, Ғарыш Сапары, предусматривающие академические обмены и успешное обучение с последующим трудоустройством.

Большая часть студентов, магистрантов и докторантов успешно трудоустроены в областях географии и гидрологии, занимают руководящие должности, преподают в университетах, также есть выпускники, продолжающие обучение на магистратуре, некоторые уже обучаются на докторантуре и аспирантуре в  Китае, Чехии, России, Канаде. 

Сотрудниками кафедры проводится интенсивная работа по установлению научного контакта и проведения совместных работ с РГП «Казгидромет», Назарбаев университет, Казахстанско-Немецким университетом, университетом Лунд (Швеция), Санкт-Петербургским гидрометеорологическим университетом (Россия), МГУ им.М.Н. Ломоносова. Был заключен Меморандум о взаимопонимании с университетом Нортумбрия, города Ньюкасл (Англия) в декабре 2016 года. Благодаря данной работе, студенты специальности «Гидрология» и «География» ЕНУ имени Л.Н.Гумилева, ежегодно принимают участие в олимпиадах и научных конференциях. Таким образом, в 2015 году двое студентов заняли 1 место в международной олимпиаде Казахстанско-Немецкого университета (г.Алматы, РК), в 2016 году 1 и 2 места заняли 5 студентов, принимавших участие в Республиканской олимпиаде в КазНУ, с научными руководителями студенты осуществляют научную работу и публикуют статьи, и такие достижение происходят ежегодно.

Так, в 2018 году была организована и проведена X Республиканская предметная олимпиада среди студентов высших учебных заведений Республики Казахстан по специальности «5В061000-Гидрология», которая прошла в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.  1 место заняла команда 2 курса по специальности «Гидрология».

 

Материал на рус.яз. подготовлен и откорректирован ответственным за имидж кафедры «Физической и экономической географии»,
преподавателем Токсанбаевой Сабиной Турсыновной.