Научная химия - школьникам

22 января 2019 г. в ЕНУ им.Л.Н.Гумилева начал свою работу научный кружок «Чудеса бывают» для учеников школ г. Астаны,  организованный кафедрой химии в рамках профориентационной работы. Целью является конструктивное сотрудничество в решении новых направлений совместной деятельности университета в реформировании школьного естественнонаучного образования. Как формат взаимодействия ВУЗа и школы мероприятие способствует совершенствованию учебной деятельности школьников, повышению интереса к химическим наукам, активизирует контакты между университетом и школами.Также создаются неформальные условия профориентационной деятельности.

В работе научного кружка приняли участие школьники 7-11 классов среднеобразовательных школ № 42, 48, 60, 64, 72, 82, РФМШ и учителя химии. Организаторы подготовили программу, включающую познавательную, занимательную и экспериментальную химию.

Участникам предоставили основные образовательные программы кафедры, перспективы и  возможности обучающихся и, затем, они приняли  участие в увлекательном и познавательном представлении опытов. Преподаватель Сулейменова Б. показала классические опыты и их значение в повседневной жизни.

Школьники имели возможность проявить свои способности при проведении интересного эксперимента по определению железа титриметрическим методом, организованного доктором РhD К.С. Тосмаганбетовой.

Особенность мероприятия была и в том, что у  школьников появилась возможность оказаться внутри химической лаборатории со всем необходимым оборудованием, выявить творческий потенциал и формировать интерес школьников к химическим наукам.

Научный кружок будет работать еженедельно. В программе планируется чтение лекций профессорами, доцентами кафедры химии, решение задач, проведение химического эксперимента.

                  

 

Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач.

План занятия
1 Проведение опытов по окислительно-восстановительным реакциям.
2 Составление схем перехода электронов на основе изменения степеней окисления атомов или ионов
3 Молекулярно-ионные уравнения ОВР
4 Окислители и восстановители
5 Окислительно-восстановительная двойственность
6 Реакции диспропорционирования
7 Реакции внутримолекулярного оксиления – восстановления
8 Эквиваленты и нормальность растворов окислителей и восстановителей
9 Гальванические элементы. Окислительно-восстановительные потенциалы и определение направления реакции окисления – восстановления
10 Электролиз. Закон Фарадея.

 

5 февраля 2019 года на кафедре химии факультета естественных наук состоялась лекция старшего преподавателя кафедры химии Омаровой Лязакат Султановны и докторанта Ташенова Ерболата Ордабековича   на тему: «Окислительно-восстановительные реакции» для школьников и преподавателей города Астаны. Данная тема является одной из важных и основополагающих тем для формирования знаний по химии.  Задания по данной тематике часто встречаются в тестовых вопросах ЕНТ и ЕГЭ, что определяет актуальность среди выпускников школ.

 

Во время лекции основной акцент делался на установлении направления реакции окисления-восстановления, определении продуктов реакций, используя значения стандартных окислительно-восстановительных потенциалов.
Полученные теоретические знания были подкреплены практическими опытами. Ученики своими руками проделали эксперименты, наглядно демонстрирующие процессы, протекающие при окислительно-восстановительных реакциях. А именно, влияние среды (pH) на восстановление перманганата калия с сульфитом натрия. При этом раствор исследуемого вещества менял свой цвет от фиолетового до бесцветного, зеленого и красно-бурого.

 

В конце лекции были детально рассмотрены расчетные задачи по окислительно-восстановительным реакциям.

 

 

12.02.2019 в рамках познавательного кружка «Чудеса существуют» преподавателями кафедры химии было проведено открытое занятие на тему «Ионометрия» для учащихся средних школ и лицеев г. Астаны.

В ходе занятия профессором Амерхановой Ш. К. И доцентом Шляповым Р. М., была прочитана лекция, демонстрирующая возможности электрохимических сенсоров – ионоселективных электродов в анализе и научных исследованиях и перспективы развития в данной области.

 

Во время открытого занятия была проведена экспериментальная работа «Потенциометрическое титрование медьсодержащих растворов трилоном Б».

 

Всего в семинаре приняли участие более 17 школьников и учителей.  Материал вызвал оживленный интерес у обучающихся.